Схемы вязания

Как связать оренбургский пуховый платок

Выбор и покупка

Как выбрать и где купить оренбургский платок

Новости

Анонсы и события, связанные с оренбургскими платками

История

Исторические очерки о пуховязальном промысле

Заметки

Статьи и материалы об оренбургском пуховом платке

Главная » История

Индийское издание о вывозе пуховых коз из России (1823 г.)

Добавлено на Февраль 12, 2013 – 00:33Нет комментариев
Индийское издание о вывозе пуховых коз из России (1823 г.)

Мы продолжаем писать об экспедиции Жобера, потихоньку дополняя представленную ранее картину новыми фактами. На этот раз источником послужит статья из индийского издания, которая, в целом, повторяет сообщения из других журналов и газет, но при этом имеет и дополнительную информацию. Цитировать данную статью будем только представляющими интерес отрывками, чтобы не повторять в очередной раз уже изложенные факты:

«Источник шерсти, из которой изготавливаются платки, был долгое время неизвестен. У природоведов возникали споры по поводу того, что за животное дает данное сырье. Первой задачей французских исследователей стало выяснение данного вопроса. Человек, поехавший в Россию и нанятый месье Терно, был проинструктирован своим работодателем на посещение Макарьевской ярмарки, на которой собираются купцы из всех концов Азии. Целью этого было получение точной информации по данной теме. Получив от одного армянина небольшое количество шерсти, он направил ее в Париж в качестве набивки для подушки, принадлежащей российскому курьеру. Примерно в то же самое время несколько тюков того же самого материала были привезены из Калькутты капитаном Боденом.

Сообщения различных путешественников говорили, что разновидность коз, из которой добывается данная шерсть, разбросана по разным странам в Индии, Персии и Татарии. На Востоке также бытовало предание (которое мы не можем считать абсолютно достоверным), что Тамас Кули Хан привез около трехсот коз в одной из своих экспедиций, и с тех пор эта порода размножилась в Кабуле, Кандагаре, Бухаре и даже Кермане.

По рассмотрении приведенных соображений представлялось вероятным отсутствие необходимости в дальней и опасной поездки в Тибет для получения некоторых из данных животных. Имелась также причина для ожидания того, что никаких неведомых трудностей по натурализации животных не будет, поскольку Керман [город в своременном Иране. — Прим. Orenblog.ru], хотя и находится на широте в 30 градусов, однако, вследствие расположения на возвышенности, холоднее, чем многие части Франции. Имелось определенное опасение, что получение коз из любого иного места кроме Тибета приведет к тому, что это будет смешанная, дегенерировавшая порода. Согласно докладу месье Дюпре («Путешествия в Персию»), керманские платки значительно уступают кашмирским по своей текстуре и красоте. Однако в то же самое время это можно, вероятно, списать на худшую обработку и ремесло, а не на сам материал. В конце концов, относительная близость к данной стране делала эксперимент стоящим для осуществления».

Далее издание пишет об экспедиции месье Жобера и приеме коз во Франции. Интересно, что лекарством для коз здесь упоминается смесь с кормом серы, а не крушенничной муки (как говорилось в другом источнике). Другое отличие от ранее приведенных источников — упоминание того, что одна из групп коз была послана в королевские загоны в Перпиньяне и Русильоне (в других источниках фигурирует лишь Перпиньян).

«Научное описание, данное докладчиком, в точности соответствует тому, что было дано Тёрнером, и очень близко к описанию пяти коз, купленных у мистера Данлопа в Шотландии за счет французского правительства и помещенных в Королевскую школу в Элфорте. Оно также соответствует описанию пуховой козы, приобретенной из зверинца Калькутты и посланного месье Дю Воселем в Парижский музей естественной истории. Можно добавить, что описания сообразуются с китайскими в отношении козы, которую они называют «Фан» и обозначают иероглифом, состоящим из имени козы и названия Тибета. Похоже, животное известно в Китае и соседних странах, хотя китайцы обязаны шалями, которые они называют «Са-ха-ла», бенгальцам».

«К этому мы можем добавить, что персидские платки, изготовленные из шерсти керманских коз, столь мало ценились в своей стране, что оказалось необходимым прибегнуть к законодательным мерам для защиты местных производителей. Несколько лет назад персидский король издал эдикт, запрещающий использование кашмирских платков всему населению за исключением высокопоставленных лиц, а также тех, кто имеет королевское разрешение на их ношение. Нам неизвестно, было ли данное постановление впоследствии аннулировано».

Отметим, что интерес к ввозу пуховых коз возник даже в США, где Массачусетское сельскохозяйственное общество предложило «сумму в сто долларов тому, кто привезет из Европы в Массачусетс самку и самца чистой кашмирской породы».

Источник: Naturalization of Shawl-Goat in France // The Oriental Magazine, and Calcutta Review. – Vol. I: from January to June, 1823.

Перевод: Orenblog.ru

Метки:

Напишите комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или осуществите trackback с вашего собственного сайта. Вы также можете Comments Feed через RSS.

Введите свой комментарий:

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Аватары от Gravatar.


× восемь = шестнадцать