Схемы вязания

Как связать оренбургский пуховый платок

Выбор и покупка

Как выбрать и где купить оренбургский платок

Новости

Анонсы и события, связанные с оренбургскими платками

История

Исторические очерки о пуховязальном промысле

Заметки

Статьи и материалы об оренбургском пуховом платке

Главная » Заметки

Татарские платошницы Оренбуржья

Добавлено на Январь 31, 2009 – 15:46Один комментарий
Татарские платошницы Оренбуржья

Заметки о мастерицах народного промысла

Оренбургский пуховый платок — красивая утилитарная вещь и в то же время собирательный образ и многонациональное творчество, зародившееся в глубине веков и развивающееся в наши дни.

Тоцкий район вроде бы далеко от традиционных пуховязальных промыслов Оренбургской области, но и тут есть компактное поселение татар —  несколько старинных сел (Саиновка, Мулюково, Амерханово и другие), которые широко известны не только замечательными тружениками и своими талантливыми писателями, поэтами, драматургами, но и мастерицами пуховязального промысла.

В недавней беседе с молодежью из «татарского угла» мне с ходу назвали целый ряд фамилий женщин, увлеченно занимающихся вязанием и передающих секреты своего дела последующим поколениям. Это, к примеру, Нурия Ахмадуловна Альмухамедова, Мубарака Гайнутдиновна Габидуллина, Физалия Назымовна Абсатарова, Загида Мунировна Габидуллина и многие другие.

Начало оренбургского платка затерялось в истории. К его созданию причастны киргиз-кайсацкие племена, а конкретнее — казахи, калмыки, татары. А затем в этот процесс включились поселившиеся в Оренбургском крае казаки и русский люд. За несколько столетий многонациональное Оренбуржье сумело самое простое, бытовое применение козьего пуха преобразить в устойчивый и развивающийся народный промысел мирового уровня.

В татарских селах навыки пуховязания передаются из рода в род, от старших к младшим, и все тайны этого замечательного ремесла девочки начинают постигать еще задолго до того, как научатся читать и писать. Знаменитые непревзойденные качества платков и паутинок родилось в результате тщательного систематического отбора лучших технологий изготовления платков. Такие же знаменитые узоры — достояние веков, закрепленное сложившейся традицией, но каждая мастерица из Саиновки, к примеру, любит разнообразить их в соответствии со своей способностью фантазировать.

Шали, платки, паутинки — это большая любовь мастериц к труду и народное понимание красоты, гармонии в душе и в природе, и миропорядка в целом.

Не было бы уникальных оренбургских коз с их оригинальным пухом, не было бы и платков. Говорят, что козы эти пришли в Оренбургский край вместе с кочевыми племенами из Тибета по степным просторам Киргизии, что они — ассимилированное потомство кашмирских коз. Как бы не торился их затейливый исторический путь, но сейчас они — единственные в мире дают пух высочайшего качества. К сожалению, и качество пуха, да и самих коз и опытных козоводов очень даже можно утратить в результате изменения жизни людей за последние десятилетия и разразившегося мирового кризиса. Подобным потерям в истории обществ нет числа. Уже сейчас платошницы испытывают перебои с поставками настоящего оренбургского пуха и начинают осваивать иные местные и региональные сорта пуха и шерсти.

Как уже говорилось, мастерицы приходят и уходят, а промысел остается в веках. Традиционное творчество по-прежнему созраняется у девушек-татарок, умеющих трудиться и показать свой товар красивым лицом. К наступающему 2009 году у них давно припасены отличные подарки — оренбургские платки, связанные своими руками.

Александр Филатов

Один комментарий »

Напишите комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или осуществите trackback с вашего собственного сайта. Вы также можете Comments Feed через RSS.

Введите свой комментарий:

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Аватары от Gravatar.


три × = девять