В.Даль о будущем оренбургских платков (1835 г.)
Мы уже писали о сочинении Владимира Даля «О козьем пухе». Сегодня мы бы хотели процитировать небольшой отрывок из данного очерка и разобрать некоторые высказанные автором мысли:
«Впрочем еще слово: едва ли когда выделка драгоценных платков или шалей, таких, какие делаются в Кашмире и какие делаются у г-жи Колокольцовой, может обратиться у нас в общую ветвь промышленности. Кажется, это несбыточно. Один кашмирец, который несколько лет тому назад проезжал через Оренбург, отправляясь обратно из Петербурга домой, рассказывал здесь вот что:
— Я, — говорил он, — вырабатывал дома двадцать лет драгоценные шали, сидел день и ночь, утратил здоровье за работой, но часто бывал голоден; мы все там вырабатываем тысячные шали почти за один только хлеб насущный, — более никто работнику не даст. Теперь, я побыл несколько лет в столице вашей, и благословляю судьбу свою: штопаньем и починкою старых шалей составил я себе независимое состояние, и еду домой. У нас это вещь неслыханная: доколе работаешь, сыт будешь, а более ничего.
Разберем слова кашмирца. Вы знаете, что порядочная шаль вырабатывается по нескольку лет сряду; что за нею сидят три или четыре работника или работницы. Положите каждому малую плату, ту же что и доброму фабричнику, ткачу, — рублей сорок в месяц, включая туда и содержание, и все. Положите трех работников на два только года, — и выходит, что шаль, не включая материалов, станет вам под 3,000 рублей. А спросите, так услышите еще, что, в два или даже три года, хорошей шали нельзя сделать; что работнику надобно заплатить больше; что пух, краски, машины — дороги. Судите же теперь, можно ли вырабатывать шали? Другое дело помещику нашему, который и без того кормит дворню шести колен с предками и потомками: то есть, у кого работники не наемные. А иначе, кажется, шали наши наведут с дешевого на дорогое. Остается, или делать только десятитысячные шали или заменить, по-английски, людей рычагами да колесами: тогда, если выделка через это не потерпит, тогда может быть пойдет дело на лад. Знаю, что будут спорить со мною, скажут — не надо нам рычагов, у нас еще рук довольно; но я, в ответ, подведу итог в три, четыре тысячи рублей, и вы должны сознаться, что работа не окупается».
В данном отрывке интерес представляют три размышления:
1) Предсказание Владимира Даля о том, что у оренбургских платков ручной работы нет будущего. Как мы видим, XIX, XX и даже XXI век продемонстрировали, что это не так.
2) В.Даль называет себестоимость шали (не включая материалы) — в 3000 руб. Это 54 кг чистого серебра, что по нынешним учетным ценам ЦБ РФ составляет около 1 млн. 300 тыс.руб.
3) Еще больший интерес вызывает описание изготовления платков. Что же за шали производились в первой половине XIX века, что только на один лишь платок требовалось 3-4 года работы 3-4 наемных рабочих?! Ответа у нас на это нет. Может быть, он известен вам? Или, быть может, Владимира Даля просто ввели в заблуждение?
2 коммент. »
Напишите комментарий!
Я полагаю, что здесь речь идет именно о кашемировых шалях.
- вырабатываем тысячные шали — значит на тысячу петель, как в оренбурге — трехсотки, шестисотки, тысячные (бисерные).
Одним из известных символов Индии является, по праву, кашмирская шаль. Черезвычайно легкие и теплые, покрытые удивительным орнаментом, шали Кашмира были известны далеко за пределами страны. Принято считать, что первые шали были привезены около четырехсот лет назад. В те времена они были доступны только знатным людям, и преподносили в дар правителям, хранили веками и передавали из поколения в поколение.Отличительная особенность кашмирских шалей, которые в Индии называют кано или джамвар – это материал и техника изготовления.
Для их производства нужен особый длинный пух с горла горной козы, который в провинции Кашмир в период линьки коз племя гуджджаров собирало с кустов и скалистых выступов. О существовании восточных шалей Россия знала давно, поскольку их завозили через Великий шелковый путь. В Европу они попали в XVII веке в ходе колонизации Индии, но настоящий бум начался только после Египетской экспедиции Наполеона, когда он, вероятно, ограбив очередных английских купцов, привез в подарок Жозефине ее первую шаль.
Следует отметить, что остальные этапы производства кашмирских шалей строго поделены на мужские и женские. Так транспортировка собранного пуха, сортировка и прядение нити это женское ремесло. Оно и понятно, кто, как не женщина, сможет выдержать целый день в облаке рисовой муки? С ее помощью отделяют пушистые волокна друг от друга. Без этой предварительной работы невозможно начать прядение. После того как нить спряли ее отдают в мужские руки. Нити сортируют по цветам от белого до бежевого и намечают ширину будущих шалей 180см на 120 см. Только после этого пряжа передается ткачам.
Для изготовления 1 кашмирской шали уходит 3-4 тыс. нитей. В прежние времена нити основы были тончайшими, и работа с ними приводила многих ткачей к ранней слепоте. Для облегчения работы нити основы смазывали пастообразной массой из рисового отвара, который после окончания работы смывалась во время полоскания в священном озере Дал.
Техника ткачества была чрезвычайно трудоемкой, работа над одной шалью обычно длилась значительно больше года. Весь орнамент ткался вручную на небольшом горизонтальном станке без челнока, при помощи деревянных шпулек тоджли. Нити, создающие орнамент, проходят не по всей ширине ткани, а только там, где требуется определенный цвет узора. Благодаря своеобразной технике ткачества орнамент имеет характерную форму с зубчатыми контурами. С конца 18 века, в орнаменте шалей стал использоваться мотив бута, который постепенно стал самым распространенным и узнаваемым украшением кашмирских шалей.В создании одной шали порой участвовало более 12 человек. Черно-белый рисунок создавал мастер, труд которого особо ценился и высоко оплачивался.
Затем рисунок раскрашивал «мастер цвета» «Мастер узора» переводил образец в специальную, исполненную кодовыми значками запись талим – непосредственное руководство для ткачей. Существуют указания в литературе, что талим зашифровывался в музыкальном произведении, инструментальном или вокальном. Ткачи были наиболее низко оплачиваемы, несмотря на их удивительное мастерство. Ткачами в Кашмире были исключительно мужчины.
Фото найдете сами ;)
Кстати, кашемировые шали стали прародителем Павлопосадских платков…
Владимир, очень интересно. Спасибо за комментарий!