Схемы вязания

Как связать оренбургский пуховый платок

Выбор и покупка

Как выбрать и где купить оренбургский платок

Новости

Анонсы и события, связанные с оренбургскими платками

История

Исторические очерки о пуховязальном промысле

Заметки

Статьи и материалы об оренбургском пуховом платке

Главная » История

История оренбургского пухового платка

Добавлено на Октябрь 8, 2007 – 21:0914 коммент.
История оренбургского пухового платка

Одно из сказаний гласит, что после присоединения уральской территории к России русские поселенцы спрашивали у местных скотоводов: «А чего у вас козы такие лохматые?» — и предлагали вычесать козу, сделав ее красивее. Так козы становились причесанными, а русские получали ценный оренбургский козий пух.

Сложно серьезно отнестись к такому преданию, зная профессионализм и практичность восточных скотоводов. Поэтому более достоверной выглядит другая легенда о появлении оренбургского пухового платка…

Согласно данному преданию, первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.

Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Иногда утверждают, что интерес к региону возрос в то время настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз, иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке, но увезенные за тысячи километров козы теряли на чужбине свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Но это не так: на самом деле, европейцы и американцы стремились заполучить коз кашмирской, а не оренбургской породы. А пометку «имитация под Оренбург» делали те фирмы, которые поставляли платки в Россию, а не за ее пределы. Тем не менее, пусть и не на международном уровне, слава оренбургского платка звенела по всей России.

В XX веке резкий спад экономики после Октябрьской революции означал окончание эпохи известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова, как и в XIX веке, оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок даже фабричной (не говоря уже о ручной) работы стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. «Настоящий оренбургский пуховый платок», от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу.

Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из таких возможностей стали интернет-магазины. Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Такие интернет-магазины наконец-то появились.

То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее — будущее, основанное на вековых традициях.

14 коммент. »

  • Медик:

    Я сам с Новотроицка..
    Очень обидно что в Москве продают псевдоплатки! Очень обидно…
    А у вас есть баннер… Хотел бы повесить ссылку!

  • Vidia:

    Интересные факты о платке…

  • Мода:

    Очень интересная статья, спасибо Вам за нее.

  • автомобили из америки:

    Русские традиции :) Матрёшка, оренбургский платок, тульский самовар, и пряники…

  • Александр:

    Обидно, что подделки наводняют рынок и «топят» производство настоящих платков. Вдвойне обидно, что мы не можем наладить это самое настоящее производство. Чего-то нам не хватает, чтобы жить правильно…

  • Олег:

    Интересная статья. Живем в Оренбурге, знаем, конечно же, чем славится наш край, а вот про историю и развитие, думаю, рассказать немногие смогут… Очень познавательно. Спасибо!

  • Владимир:

    Подделки… Да. Это проблема сегодня. Вопрос: А кто же этим занимается? По большей части это вяжется в Узбекистане и ряде других близлежащих территорий. Пух и рабочая сила там дешевле, а подделки стоят значительно дешевле настоящего оренбургского платка. Как правило, это работа с крупной вязкой, с отделкой всякими пуговками и прочими «прелестями», почти всегда цветные работы, узоры не имеют ничего общего с оренбургской классикой. Самое интересное, что некоторые фальсификаторы не стесняясь рекламируют свои подделки в интернете и говорят, что продавать под маркой «Оренбургского платка» значительно проще!
    Другой вопрос: А только-ли в других регионах занимаются подделкой? Увы — нет. И в Оренбургской области тоже вовсю подделывают оренбургский платок. Да кто-же это? Да как можно на родине пухового платка так его осквернять? Печально, но я вынужден констатировать, что этим занимается поголовное большинство современных оренбургских вязальщиц :((( Но мастерицы не виновны в этом явлении, они лишь подчиняются законам рыночной экономики. Увы, современный покупатель стал … неразборчивым что-ли, не могу подобрать соответствующее сравнение :( Люди хотят купить сразу пушистый «косматый» платок и за небольшие деньги. На самом деле проблема значительно шире и заслуживает отдельной статьи. Коротко сказу, что современное поколение мастериц почти разучились работать с настоящим оренбургским пухом и не хотят начинать :(
    Они уверовали и убеждают всех, что платок связанный из состриженного волгоградского пуха и распушенный в специальной пушильной машине (как модно сейчас пишут на других сайтах — «из пропаренного пуха») и есть «Настоящий» оренбургский платок :(
    Я думаю, что авторы блога смогут раскрыть эту тему в таком ракурсе, а я может и комментарий оставлю :)

    Спасибо за внимание!

  • Владимир, Ваши комментарии — украшение Оренблога :) Спасибо! Нас заинтересовал Ваш комментарий о пропаренном пухе. Дело в том, что мы уже не первый год лично знакомы с директором предприятия-производителя изделий из данного пуха. И она недонократно уверяла нас, что ее изделия связаны из самого настоящего оренбургского пуха. Недавно аналогичное утверждение появилось на сайте правительства Оренбургской области, где утверждается, что это действительно настоящий оренбургский пух, и его закупка производится в селе Донское Беляевского района. Если у Вас есть иные сведения, не могли бы Вы ими поделиться?

  • Владимир:

    У меня тоже пух из Донского. По словам председателя колхоза Махмутова Р.А., около 80-100 кг. отборного оренбургского пуха покупают производители из Оренбурга, но не фабрика. Имен не знаю, врать не буду. Но это не имеет отношения к «пропаренному пуху»!
    Под данным термином я имел в виду технологический процесс, а в контексте интернет-магазинов — маркетинговый ход. Поясню: в настоящее время очень сильно развито машинное распушивание изделий перед продажей. Особенность процесса следующая: в мешок из грубой плотной ткани запихивают с десяток пуховых платков, завязывают, обрызгивают мешок или мокают один угол в воду с аммиаком, и забрасывают в «пушильную машину» (принцип стиральной машины с горизонтальной загрузкой). В этой машине этот мешок крутят несколько десятков минут (в зависимости от требуемой пушистости) при температуре 70-90 градусов. т.е. фактически их выпаривают! А нерадивые продавцы-мастерицы просят еще «покрутить» подольше, чтобы пух дыбом стоял, ведь покупатели любят «богатый» платок :( Такие платки действительно рассыпаются через 2 недели :( Знаю людей которые не успели сразу продать, а через 2 недели у них остались одни нитки :) Хочу сразу отметить, что платки из разного вида пуха (оренбургский, волгоградский) ведут себя по-разному при таком способе пушения, это зависит от технологических свойств пуха разной породы и особенностей изготовления платка (особенно запрядная пряжа сильно ползет). На рынке, за несколько часов весь пол усеян выпавшим пухом. Бабульки ходят и собирают его на носочки, но даже носки из такого пуха расползаются за одну неделю :(
    Сразу скажу, что оренбургский пух очень чувствителен к повышенной температуре, легко заварить и получается «кошма». При стирке такое было не раз :( Невозможно потом его разодрать. Тем не менее, раньше использовали «пропаривание» платков в прямом смысле этого слова: брали платок и шли в баню, накидывали его на тело и парились с веником! Сам так делал. Платок нисколько от этого не страдает т.к. веник не дает сваляться пуху, а поднимает его, а вот вязанное полотно сваливается. Таким образом, платок получается пушистый, очень прочный и плотный :)

  • Владимир:

    Прошу, по возможности, исправлять мои опечатки.

  • Владимир, нам настолько понравились Ваши комментарии, что мы составили их сводку и разместили в нашей новой записи «Как подделывают оренбургские платки» :)
    Если у Вас есть какие-то материалы по оренбургским платкам (схемы вязания и т.д.), мы были бы рады опубликовать их со ссылкой на Вас.

  • Владимир:

    Спасибо, я заметил :)
    Что касается дополнительных материалов… Ребята! Так мы ведь конкуренты. Ваш блок не рассматривается как площадка для раскрутки, к тому же мой директор не давал разрешение на общение с вами… Оренблог всего на пару недель опередил готовившийся аналогичный проект ;) У вас получился «грамотный» и презентабельный проект. Пока Вы продвигали магазин «тот о котором нельзя говорить» :) смысла оставлять комментарии не было. Пока я могу оставлять комментарии от себя лично, не более.

    Кстати, как ваши производители объясняют «Пропаренный пух»?

  • Одной из ошибок Оренблога было смешивание коммерческой и некоммерческой информации. Год назад магазин, о котором Вы говорите, был продан. Теперь мы смогли пересмотреть концепцию Оренблога и решили, что в Оренблоге должно быть четкое разделение между рекламой и некоммерческой информацией, даже если вдруг у нас появятся собственные коммерческие проекты. Поэтому надеемся, что Оренблог больше не будет ни для кого конкурентом :) Заходите, мы Вам искренне рады :)

    По пропаренному пуху: данный производитель утверждает, что пух действительно обдают паром (точную технологию сейчас, к сожалению, не припомним — давно уже не общались на эту тему с этой организацией). На наш взгляд, качество изделий весьма неплохое: даже сами иной раз покупаем такие паутинки на подарки, платки не сыпятся. По утверждению производителя, это пропаривание приводит к тому, что паутинки можно даже гладить после стирки (не пробовали, но верим), и сушить можно даже в нерасправленном виде.

    Мы знаем, что Фабрика тоже обдает паром пух некоторых изделий (наиболее дорогих: например, 1с17 и 1с6): в описании у таких изделий указано словосочетание «с обработкой». Эти изделия действительно отличаются в лучшую сторону от остальных — они даже немного пушатся (другие фабричные изделия обычно не пушатся), да и изделия помягче. При этом, опять же, они не сыпятся.

    Поэтому было очень интересно узнать о другом пропаренном пухе. Видимо, тут получилось так, что разные люди одним термином называют разные виды обработанного пуха.

  • Владимир:

    Среди местных вязальщиц, даже живущих в одном населенном пункте, одни и те же узоры именуются по-разному. Поэтому они не всегда могут понять на словах, как вязать тот или иной узор :) На спицах прикинули, показали и все стало ясно, или на клочке бумаги «дырочками» зарисовку сделают. Поэтому ничего удивительного нет, что у каждого свои понятия :) Тем более, что производитель не давал подробных объяснений.
    Вопрос задал неспроста, т.к. вспомнил и второй вариант, о котором вы и написали. На самом деле, такой способ распространен на западе. Паутинку (шаль) растягивают на пяльцах и паром от утюга :) пропаривают. Таким образом «блокируют» изделие. После этой операции изделие хорошо держит форму даже после дождя. Нить стабильная становится. Подробнее можно почитать на Осинке, забейте в поиск «Блокировка шали» :)
    Местные не используют этот способ, или я не знаю.

Напишите комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или осуществите trackback с вашего собственного сайта. Вы также можете Comments Feed через RSS.

Введите свой комментарий:

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Аватары от Gravatar.


семь × = тридцать пять