Оренбургские пуховые платки: история легенды
Краткий исторический очерк
Третье столетие женщины Оренбуржья вяжут теплые платки, легкие паутинки, палантины и другие замечательные пуховые изделия.
Некоторые историки утверждают, что родоначальницей этого удивительного, уникального ремесла была жена Петра Ивановича Рычкова — первого члена-корреспондента Российской Академии наук, историка и исследователя, «колумба Оренбургской губернии». Но именно Петр Иванович одним из первых заинтересовался оренбургскими козами, их шерстью и пухом. Рычков побывал у многих пастухов, изучил диких и домашних коз, посмотрел в быту козоводов примитивные образцы изделий из шерсти и пуха. А потом в специальном докладе Академии наук высказал предположение «извлекать еще новую выгоду из коз» — вычесывать пух и вязать из него предметы одежды.
В «Трудах Вольного экономического общества» за 1766 год П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» он предлагал организовать в Оренбургском крае пуховязальный промысел, который будет во благо населению и России. Однако в то время к его голосу не хотели прислушаться.
Но Рычковы не оставили задуманное дело. Терпеливо и бескорыстно приучала местное население к пуховязанию Алена Денисовна. В гостеприимном доме Рычковых, живших в селе Спасском Бугульминского уезда, собиралось много казачек, и все они осваивали новое ремесло. Однажды мастерицы связали особо удачные платки — белые ажурные «паутинки». Их было решено показать в самой столице. И через некоторое время Всероссийское Вольное экономическое общество выразило вязальщицам благодарность, а Алена Денисовна Рычкова, как утверждают, получила награду – золотую медаль! Было это 20 января 1770 года.
И стали прясть и вязать оренбургские казачки от Орска до Оренбурга — во всех станицах. Из рода в род передавались от матери к дочери секреты мастерства, приемы работы, узоры платков — самобытные и неповторимые. Девочек с семи лет учили этому замечательному искусству.
А как это непросто — связать добротный платок! Надо уметь содержать и пасти особых — оренбургских пуховых коз. В феврале-марте женщины заботливо вычесывают гребнем длинный пух и долго-долго перепускают его на редком и частом гребне, отделяя волокно от охлопков. А перед этим еще и волосок к волоску все волокно из пуха выбрать нужно…
Мастерицы сворачивают пух в кудельки, прядут на веретенке: чем тоньше нить, тем меньше веретенки – не больше вершка. Потом ссучивают нити, сматывают их в клубки — и можно приступать к вязанию.
Долог путь от пуха к клубочку, от клубочка к платку. Вяжут его на стальных спицах, и кажется, сама душа женщины вплетается в узоры тонкой паутинки или жаркого пушистого платка.
Больше 250 часов трудится над платком мастерица! По труду, да качеству и цена платка – большая цена, но красоту и пользу деньгами не измерить…
В XIX веке в России промыслу, разведению оренбургских коз уделялось мало внимания, хотя слава наших пуховых изделий давно имела мировое признание. А тем временем зарубежные деловые люди, оценив дороговизну изделий из козьего пуха, попытались создать свою пуховязальную промышленность. В 1824 году козий пух, закупленный в Оренбургском крае, направлялся для переработки во Францию, где фирма «Боднер» выпускала красивые шали под названием «каша» и получала за это невиданную прибыль. В эти же годы английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке пуховых платков серии «Имитация под Оренбург».
Однако заготовка и транспортировка пуха за многие тысячи километров дорого обходилась западным бизнесменам. И тогда они решили приблизить к себе сырьевую базу — попытались вывезти и развести у себя оренбургских чудо-коз. И вывезли — в Англию, Францию, Южную Америку, Австралию… Только предприятие это не увенчалось успехом: козы через несколько лет превратились в обычных, стали «терять» драгоценный пух.
Однажды казачка Ускова обратилась к губернатору Оренбурга с письменным прошением отправить на всемирную выставку в Англию ее пуховые платки. Губернатор удовлетворил просьбу, и вскоре шесть платков предстали на выставке с подписью: «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае». Перед закрытием выставки все платки были раскуплены. А спустя несколько месяцев представитель казачьего войска доставил и под расписку передал вязальщице Марии Николаевне Усковой медаль Всемирной выставки «За шали из козьего пуха» (Лондон, 1862 г.), диплом и 125 рублей серебром (по нынешним меркам, это около 35-40 тыс.руб.).
Оренбургский пуховый промысел пережил и неласковые дни, когда из-за крушения системы сбыта в ранние советские времена продавать платки стало толком некому. А в это время одаренные народные умельцы, художники-самородки, искусные вязальщицы томились в неизвестности и прозябали в нищете!
В ответ на это в начале прошлого века пуховязальщицы стали объединяться в артели и товарищества. А в 1938 году на базе кустарных производств усилиями государства был создан Облпухтрикотажпромсоюз, впоследствии переименованный в комбинат оренбургских пуховых платков. Через 20 лет, в 1958 году, оренбургские ажурные и пуховые платки завоевали серебряную медаль от международной выставки в Брюсселе. И на выставках в Монреале (Канада), в Японии восхищали своей непревзойденной мастеровитостью и красотой всех посетителей.
Александр Филатов
25 коммент. »
Напишите комментарий!
до сих пор удивляюсь сколько труда и любви нужно вложить в это прекрасное изделие
отличные платки! они никогда не выйдут из моды!
Учитывая его бешеную популярность и завидное долгожитие, пуховой платок попросту насквозь пропитан любовью и трудом =)
Вот чем надо гордиться России, а не ксенией Собчак и ей же подобным.
Кеша, да никто ею и не гордится. Банальное лицо с голубого экрана.
А вот платочек — это история.
Автор, давайте уже следующую запись =)
Например, влияние Оренбуржских Пуховых Платков на мировую революцию :)
Шутка
Пишите еще
С Божьей помощью — напишу, лишь бы чувствовать, что всё написанное необходимо людям. Спасибо Вам, читатели, за внимание и отзывчивость.
Автор.
Спасибо, хорошая статья. Подписался.
А как вообще впервые появился на свет Оренбургский платок? Читал что вроде как русские переселенцы перняли идею у калмыкских и казахских джигитов, а потом улучшили?:) правда это или нет?
У такой красивой вещи такая трагичная история
Действительно очень красиво,но жалко что нынешнее поколение не ценит ручноц роботы так как она заслуживает!!!!!
у нас в стране ручная работа не так цениться как за границей, но я думаю через некторое время, такая продукция будет в цене!
и это прекрасно!
А это не Оренбурские платки проверяли хитро так — что бы они проходили через кольцо?
Всё таки очень тяжело платочек такой смастерить,это ж сколько нужно терпения,умения и самое главное чистоты душевной что бы сотворить такое диво!
ну почему же, ручная работа ценилась во все времена
Валери, да вы что… Это что же за кольцо должно быть, чтобы сквозь него прошел пуховой платок?
Валери права, а кольцо самое обычное, обручальное. У меня такой платок есть — белый, паутинка.
Никоглда о них не слышал, а теперь очекнь хочется иметь себе такой же. В интернете можно подобное купить?
А в Москве где их можно воочию посмотреть?
Алексу и Ирине: купить платки в Интернете легко — достаточно нажать ключевые слова в тесте статьи (выделяются синим цветом) или на главной странице сайта есть опция «Купить»…
а о цене где написано? мне хочется такой платок вместо обычных рамок конфет и тортика подарить.
спасибо за статью,интересно было почитать. А правда,где узнать про цены, скоро холода, хотелось бы купить себе.
Добрый день!
Спасибо за замечательный материял! Если возможно, я хотела бы связаться с автором статьи. Я родом из Оренбургской области, но живу далеко. Сейчас я в Оренбурге. Хотела бы «взять» с собой традицию. Тел 89501842471.
Здравствуйте, Ольга!
Электронный адрес автора статьи: fann-50@mail.ru (Филатов Александр Николаевич).