Татарские платошницы Оренбуржья
Заметки о мастерицах народного промысла
Оренбургский пуховый платок — красивая утилитарная вещь и в то же время собирательный образ и многонациональное творчество, зародившееся в глубине веков и развивающееся в наши дни.
Тоцкий район вроде бы далеко от традиционных пуховязальных промыслов Оренбургской области, но и тут есть компактное поселение татар — несколько старинных сел (Саиновка, Мулюково, Амерханово и другие), которые широко известны не только замечательными тружениками и своими талантливыми писателями, поэтами, драматургами, но и мастерицами пуховязального промысла.
В недавней беседе с молодежью из «татарского угла» мне с ходу назвали целый ряд фамилий женщин, увлеченно занимающихся вязанием и передающих секреты своего дела последующим поколениям. Это, к примеру, Нурия Ахмадуловна Альмухамедова, Мубарака Гайнутдиновна Габидуллина, Физалия Назымовна Абсатарова, Загида Мунировна Габидуллина и многие другие.
Начало оренбургского платка затерялось в истории. К его созданию причастны киргиз-кайсацкие племена, а конкретнее — казахи, калмыки, татары. А затем в этот процесс включились поселившиеся в Оренбургском крае казаки и русский люд. За несколько столетий многонациональное Оренбуржье сумело самое простое, бытовое применение козьего пуха преобразить в устойчивый и развивающийся народный промысел мирового уровня.
В татарских селах навыки пуховязания передаются из рода в род, от старших к младшим, и все тайны этого замечательного ремесла девочки начинают постигать еще задолго до того, как научатся читать и писать. Знаменитые непревзойденные качества платков и паутинок родилось в результате тщательного систематического отбора лучших технологий изготовления платков. Такие же знаменитые узоры — достояние веков, закрепленное сложившейся традицией, но каждая мастерица из Саиновки, к примеру, любит разнообразить их в соответствии со своей способностью фантазировать.
Шали, платки, паутинки — это большая любовь мастериц к труду и народное понимание красоты, гармонии в душе и в природе, и миропорядка в целом.
Не было бы уникальных оренбургских коз с их оригинальным пухом, не было бы и платков. Говорят, что козы эти пришли в Оренбургский край вместе с кочевыми племенами из Тибета по степным просторам Киргизии, что они — ассимилированное потомство кашмирских коз. Как бы не торился их затейливый исторический путь, но сейчас они — единственные в мире дают пух высочайшего качества. К сожалению, и качество пуха, да и самих коз и опытных козоводов очень даже можно утратить в результате изменения жизни людей за последние десятилетия и разразившегося мирового кризиса. Подобным потерям в истории обществ нет числа. Уже сейчас платошницы испытывают перебои с поставками настоящего оренбургского пуха и начинают осваивать иные местные и региональные сорта пуха и шерсти.
Как уже говорилось, мастерицы приходят и уходят, а промысел остается в веках. Традиционное творчество по-прежнему созраняется у девушек-татарок, умеющих трудиться и показать свой товар красивым лицом. К наступающему 2009 году у них давно припасены отличные подарки — оренбургские платки, связанные своими руками.
Александр Филатов
Один комментарий »
Напишите комментарий!
Настоящее искусство!!