Что считать оренбургским пуховым платком? Часть 1
Вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи, кажется простым и несколько странным. Разве так уж сложно дать определение оренбургскому пуховому платку? Ответ, как ни странно, положительный: «Да, непросто».
Подтверждение этому — законопроект о народных промыслах, который на днях рассматривала Государственная Дума. Как пишет «Российская бизнес-газета», в данном законопроекте дается четкое определение изделию народного художественного промысла, и разъясняется статус местности, где они исторически сложились. Все, что не отвечает критериям такого изделия и произведено в иной местности, не считается уникальным произведением промысла, а, значит, не имеет право на льготы, предусмотренные правительством. Зачем понадобился этот законопроект? Авторы полагают, что он крайне необходим, потому что на рынке появилось множество дешевых подделок под изделия традиционных промыслов.
Действительно, часто мы слышим разговоры о необходимости защиты отечественных товаропроизводителей. Почему бы не защитить оренбургских мастериц от подделок, наводняющий не только российский, но и мировой рынок под видом оренбургского пухового платка?
Как пишет то же издание, «под брендом всемирно известного оренбургского пухового платка нечистоплотные бизнесмены развернули производство и продажу платков из крашеной шерсти; им безразлично то, что оренбургские платки должны быть белоснежно-белыми или серыми; в результате доверие и интерес к этому виду промыслов в мире теряется».
Мы решили взять на себя смелость и попытаться дать собственное определение оренбургскому пуховому платку, рассмотрев ключевые характеристики данного изделия:
1) Сырье — пух коз оренбургской пуховой породы. В настоящее время очень немногие пуховые изделия вяжутся из данного пуха. В Оренбургской области даже весьма именитые мастерицы используют в своих изделиях не оренбургский, а волгоградский пух. Что поделать, настоящий оренбургский пух дорог. Но какая тогда разница между волгоградскими, урюпинскими, воронежскими и оренбургскими платками? Где та изюминка, которая веками цепляет души людей? Кто-то скажет, что это узоры, мастерство, особое прядение… Безусловно, эти факторы играют весомую роль. Но мировой опыт показывает, что именно сырье является главным признаком, по которому отличают различные пуховые изделия: уверены, что любой мировой специалист скажет, что ключевое отличие оренбургских платков от именитых шетландских заключается в сырье. Если Оренбург хочет сохранить свою «пуховую» славу, не стоит идти на копромиссы, выбирая иные виды пуха.
2) Цвет — натуральный, без использования красителей. Веками именно классические цвета были визитной карточкой оренбургских изделий. В последнее время ситуация меняется — появились крашеные изделия. И надо сказать, что иной раз, хотя и очень редко, встречаются весьма неплохие образцы. Однако, весь наш опыт говорит о том, что в Оренбурге пока так и не научились качественно красить пух. Увы, свойства пуха при покраске практически всегда теряются, и нам ни разу не приходилось сталкиваться с цветными изделиями, которые могли бы на равных конкурировать с изделиями натуральных цветов. И, пока это положение сохраняется, настоящим оренбургским платком может считаться только тот платок, который не был покрашен.
3) Прядение — ссучивание. Думаем, мастерицы согласятся с нами в том, что запрядная нить никак не может считаться эталоном при вязании оренбургского платка.
4) Место вязания — любое. Мы привыкли думать, что оренбургские платки должны вязаться исключительно в Оренбургской области. Как-то странно себе представить настоящий оренбургский пуховый платок, связанный, скажем, в Башкирии. Но это лишь наше заблуждение. Границы Оренбургской области весьма условны: на севере мы граничим с той же Башкирией. Значит ли это, что мастерицы села, находящегося, скажем, в 1-2 км от границы Оренбургской области, будут вязать платки хуже, чем в самой Оренбургской области? Ведь они могут использовать то же сырье, ту же технику прядения и вязания. И это не вымышленный пример, это реальность: на юге Башкортостана действительно вяжут оренбургские платки.
Другой пример: представим себе профессиональную мастерицу, живущую пусть даже и в США, которая, используя оренбургский пух, связывает платок в рамках оренбургских традиций. Почему она должна считать, что ее платок ненастоящий? Поэтому место вязания, на наш взгляд, не играет практически никакой роли.
5) Узоры — любые. Хотя и существуют классические оренбургские узоры, но, если мы будем пытаться как-то ограничить воображение мастериц, промысел просто вымрет.
6) Работа — ручная. Конечно, вот уже более 70 лет в Оренбурге существует машинное производство пуховых платков. Но будем откровенны, изделиям, связанным машинным способом, очень далеко до настоящей ручной работы. Мы слышали много историй о разочаровании в оренбургских платках, когда люди покупали фабричную работу и удивлялись, что такие изделия «всемирно известны». Поэтому, на наш взгляд, только ручная работа может носить гордое название «оренбургский пуховый платок». Исключением может быть «глухая» серединка платка, когда использование качественной машинной работы может быть оправдано.
7) Мелкая вязка. В последнее время под маркой оренбургских изделий можно часто увидеть изделия крупной вязки. Так в Оренбургском регионе не вязали, наверное, никогда. Крупная вязка просто обесценивает изделие, поэтому приемлемой считаться не может.
Вот такое у нас получилось определение оренбургского платка. Может быть, у вас есть свои дополнения к нему? Или замечания? Будем рады услышать их.
Все части статьи: Что считать оренбургским пуховым платком?
Метки: Что считать оренбургским пуховым платком?
6 коммент. »
2 Pingbacks »
-
[...] первой части статьи мы дали свою версию определения оренбургского [...]
-
[...] первой части статьи мы дали собственное определение оренбургскому [...]
Напишите комментарий!
Вопрос действительно интересный. Пройдусь по вашим пунктам:
1. До последнего времени оренбургский пух был дешевый. Действительно, в последние 2-3 года он сильно подорожал, но это не главное. Главное то, что его нет в свободной продаже и почти никто не хочет с ним работать :( Я считаю, что оренбургский платок должен быть именно из оренбургского пуха, ведь именно таким он стал заменит и таким его помнят многие поколения.
2. Цвет — только натуральный. Полностью поддерживаю автора.
3. Полностью согласен.
4. Место производства… Я считаю, что должны быть связаны в Оренбургской области, ну… может быть, юг Башкирии. Ведь даже не в каждом селе и не по всей области вяжут оренбургские платки!
Что касается оренбургских мастериц переехавших в другие места, — да, платки они будут вязать оренбургские, но до поры — до времени! Ведь отрыв от сырьевого источника и от основной массы неизбежно приведет к деградации (замена сырья, замена узора и т.д.)
Галина Хмелева — зарабатывает деньги на своей книге и на уроках! Сырья у неё нет!!! И если она училась у Ольги Фёдоровой, то почему книги и техника у них разные? Книга Хмелевой адаптирована для западных вязальщиц, на этом зарабатываются деньги.
Поэтому место имеет значение!
5. Узоры: Узоры нужно сохранять! Более 200 лет передавались узоры из поколения в поколение, а сейчас Вы предлагаете всем вязать чё хочется? Именно орнамент четко определяет принадлежность к определенному народному промыслу: оренбургский платок, шотландская шаль, платки Хаапсалу. У каждого свой специфический узор и свои правила. Уже достали эти «ландыши» (обычно однобокие), «волны» и прочие «новые» узоры, которые сперли у других народов. Если не будет настоящего сырья и не будет наших узоров — это будет не оренбургский платок! Хотите сохранить оренбургский платок, — сохраняйте родные узоры!
6. Оренбургский платок один из немногих народных промыслов который пережил индустриализацию и механизацию производства и сохранил самобытность! Об этом следует помнить. Я согласен с автором — только ручная работа.
П.С. Ввиду вышеизложенного напрашивается вопрос: Почему правами на Наименование Товара по Месту Производства «Оренбургский пуховый платок» обладает фабрика? Ведь они давно не используют оренбургский пух, производство — машинное, изделия цветные? Ладно хоть в последнее время запустили народные узоры :)
Добрый вечер, Владимир!
Сразу видно специалиста :)
Благодарим за Ваши взвешенные предложения, было очень интересно с ними ознакомиться. Надеемся, что те люди, которые тем или иным образом влияют на производство и законодательную базу оренбургского промысла, читая наш блог, будут обращать внимание также и на такие комментарии, как Ваш.
На тему Вашего послесловия мы собираемся вскоре выпустить вторую часть данной статьи. Нашему блогу приходилось сталкиваться с Фабрикой и их отстаиванием своих «прав» на наименование «Оренбургский пуховый платок» :)
Во второй части было бы интересно рассмотреть вопрос в особом разрезе: Возможно-ли получить право на «Оренбургский платок» физическому лицу — мастеру своего дела? Вопрос задаю не просто так. Я так понимаю, что все, в том числе интернет-магазины незаконно используют НТМП «Оренбургский пуховый платок» т.к. права принадлежат только фабрике. Несколько лет назад я (мы) предпринимали попытки получить это право тоже (такое допустимо по закону), но столкнулись с кучей барьеров :( Как оказалось, для физ.лиц такое право не предусмотрено :( только для юр.лиц. Затем затребовали документы на производственные здания, используемые станки, сертификаты на сырье, ГОСТ или ТУ,и т.д. и т.п.
но ведь обычные мастерицы-вязальщицы занимаются этим промыслом дома без сложных механизмов, только спицы, веретено (возможно прялка), да гребень (возможно чески-хлопушки-дралки).
Как нынче обстоят дела в этом плане?
Добрый день. Вы подняли очень интересную тему. Мы постараемся ознакомиться с законами и предоставить их выжимку для практического использования. Возможно, этому будет посвящена третья часть нашей статьи :) так как план второй части уже в целом составлен.
На тему Галины Хмелевой: по ее собственному утверждению (на выставках ее спрашивали Русские девочки в Америке в поисках источника Оренбургского пуха и шелка), Галина Оренбурский пух не продает, не продавала и не будет. Это информация 2007, 2009, 2010, 2011, 2012 годов.
В классах она Оренбургский пух не использует кроме как образцы «чтобы погладить», продает она западное волокно, импортированое и местное: альпака, монгольский и китайский кашемир, смеси, бизон, мохер и прочее, а так же готовую нитку машинного производства, включая ре-бенинг. У меня лично есть 2 идентичных мотка: на одном — ее этикетка, на другом — этикетка собственно производителя пряжи. Такой ребрендинг встречается на местных выставках.
Платков руки Галины не обнаружено, задавались вопросы долго и упорно. Показываемые ею платки принадлежат другим мастерицам: Роза Гумерова и ее родственики, Мизган Абдулина и ее родственики, Ольга Федорова и ее сестра, Алсу и Лейла Губайдулина, некоторые другие изделия, вывезенные с территории России в течение лет ее занятия перепродажей платков.
Она дает классы. Как учит и на каком уровне — судить можно, например, по выпущеному ею DVD. Выводы делайте сами, но, пожалуйста, не судите всех мастериц по этому диску. Имена, используемые для продвижения бизнеса, — это одно. Платки, которые сами за себя говорят, — это уже другое. Платок сделать достойный надо уметь.
Спасибо.
russianfibers, большое спасибо за оба Ваших комментария. Очень интересная информация.