Схемы вязания

Как связать оренбургский пуховый платок

Выбор и покупка

Как выбрать и где купить оренбургский платок

Новости

Анонсы и события, связанные с оренбургскими платками

История

Исторические очерки о пуховязальном промысле

Заметки

Статьи и материалы об оренбургском пуховом платке

Главная » Заметки

Что считать оренбургским пуховым платком? Часть 2

Добавлено на Декабрь 7, 2012 – 21:273 коммент.
Что считать оренбургским пуховым платком? Часть 2

В первой части статьи мы дали свою версию определения оренбургского пухового платка, тем самым ответив на вопрос, вынесенный в заголовок. Однако, отвечая на подобные вопросы, иной раз мы упускаем из виду другой вопрос: «А нужно ли вообще давать на такие вопросы ответ?»

С одной стороны, конечно да. Ведь тем самым мы приближаемся к пониманию того, что является эталоном оренбургских пуховых изделий.

  • Зная ответ на вопрос о том, что же считается оренбургским пуховым платком, покупатели имеют достаточно точное мерило того, что следует покупать, а от чего лучше держаться подальше.
  • Ответ на вопрос полезен и вязальщицам, которые могут иметь ориентир, на который им следует равняться, или, быть может, который они захотят даже превзойти. Опираясь на определение оренбургского пухового платка, вязальщицы также могут по пунктам, досконально объяснить любым интересующимся лицам о том, чем отличается их изделие от других.
  • В конце концов, ответ представляет интерес и для бизнесменов, которые, не разбираясь в тонкостях пуховязального промысла, могут получить список вопросов, которые будут задавать поставщикам при выборе оренбургских изделий: «Какой пух? Какое прядение? Используются ли красители? Где вяжут платок?..» и т.д. Тем самым, бизнесмены будут получать качественный товар, а через них и все конечные потребители оренбургских изделий останутся в выигрыше. Когда нет четкого определения, бизнесмены, сами того не желая, могут купить поддельные или низкокачественные изделия, которые потом упорно будут сбывать своим клиентам. Поэтому базовое понимание определения оренбургского платка крайне важно для коммерсантов.

Получается, что задаваться вопросом о том, что такое оренбургский пуховый платок, очень полезно. Почему же тогда мы в первом абзаце поставили это под сомнение?

Дело в том, что задавать данный вопрос можно по-разному:

  • можно, как мы в нашем блоге, пытаться донести отличительные признаки оренбургских изделий;
  • можно это делать на общественном уровне, составляя некий добровольный стандарт оренбургских изделий,
  • и, наконец, на этот вопрос можно дать ответ на законодательном уровне, четко закрепив, кто имеет право называть свою продукцию «оренбургским пуховым платком», а кто может быть отдан под суд при использовании данного наименования.

Именно законодательный уровень обсуждения определения оренбургского пухового платка вызывает у нас сомнения в своей целесообразности. Обычно со страниц СМИ и из уст депутатов звучат очень красивые слова о защите отечественного товаропроизводителя, очистке рынка от некачественной продукции, защите исторически сложившихся промыслов и т.д. В теории звучит все очень красиво, а вот на практике иной раз мы видим результат, совершенно противоположный ожидаемому.

Наименование места происхождения товара (среди которых, в настоящее время, числится и оренбургский пуховый платок)  защищается законодательством с 1992 года. Именно тогда был принят закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Насколько нам известно, за эти 20 лет только одна организация смогла получить право на использование наименования места происхождения товаров (НМПТ) «Оренбургский пуховый платок». 30 июля 2002 года заявку на получение данного НМПТ подала Оренбургская фабрика пуховых платков, и в сентябре 2003 года она получила регистрационную запись в соответствующем госреестре (нажмите на фотографию, чтобы увидеть увеличенную копию свидетельства).

Свидетельство о регистрации НМПТ Оренбургский пуховый платок

Вроде бы, почему бы и нет? За плечами Фабрики более 70 лет опыта, известна она еще с советских времен. Это крупнейшее предприятие по производству пуховых изделий на территории бывшего СССР. Кому, как не ей, иметь такое право? Для ответа на данный вопрос перейдем к некоторым последствиям получения Фабрикой прав на НМПТ «Оренбургский пуховый платок».

9 октября 2008 года на нашу электронную почту поступило письмо от Фабрики, в котором данная организация требовала от нас в 20-дневный срок убрать упоминания названия «Оренбургский пуховый платок» из нашего блога (нажмите на фотографию, чтобы увидеть увеличенную копию их письма), в ином случае нам грозили судом. В письме Фабрика утверждала, что, используя словосочетание «оренбургский пуховый платок», мы нарушаем закон.

Письмо Оренблогу от Фабрики

Поначалу мы были шокированы таким письмом:

  • Значит ли это, что теперь ни одна, даже самая именитая, мастерица не имеет права называть свои изделия «оренбургскими пуховыми платками»? Неужели ее изделия хуже фабричных? Значит ли это, что теперь весь оренбургский пуховязальный промысел лишился исторического названия своей продукции?
  • Значит ли это, что мы не имеем права писать об оренбургских платках (за исключением тех, что связаны на Фабрике)? Может, и песни об оренбургском платке больше петь нельзя?

Мы связались с коммерческим отделом фабрики, где нас заверили, что петь песни можно, и писать о платках тоже можно — в том случае, если при этом не преследуется коммерческая цель. По их словам, продавцам и производителям использовать НМПТ «Оренбургский пуховый платок» запрещено.

Мы задали вопрос о том, имеют ли право использовать словосочетание «оренбургский пуховый платок» интернет-магазины, реализующие продукцию Фабрики (как минимум, один из таких магазинов получил аналогичный ультиматум от Фабрики). Нам ответили, что делать это они могут в том случае, если продают исключительно фабричные изделия, и в них нет никаких иных изделий.

Аналогичное письмо получил целый ряд интернет-магазинов, продающих оренбургские пуховые изделия ручной работы.

Получилась абсурдная ситуация: название «Оренбургский пуховый платок» даже для самой качественной ручной работы оказалось, по мнению правообладателя данного НМПТ, вне закона.

Отдадим должное Фабрике: это был единственный известный нам случай использования Фабрикой своего права против других производителей и продавцов. В остальном, мы ни разу не слышали, чтобы Фабрика как-то пыталась «задавить» оренбургский пуховый промысел. Думаем, очень многие предприятия на ее месте сделали бы все, чтобы в максимальной степени ухудшить положение конкурентов и не ограничились бы для этого однократным ультиматумом интернет-ресурсам. Известно, что были крупные судебные прецеденты по другим НМПТ, так что Фабрика проявила себя здесь, в целом, очень хорошо на фоне разбирательств в других регионах (см. судебные решения по НМПТ «Русская водка», «Башкирский мед», «Вода Угличская», «Нарзан», «Гжель» и т.д.).

Интересно было увидеть ответные действия интернет-магазинов, получивших извещения о запрете использования наименования «оренбургский пуховый платок». Один магазин стал описывать свои изделия так: «оренбургский платок», «пуховый платок» и даже «пуховый оренбургский платок» (то есть формально избегая словосочетания «оренбургский пуховый платок»). Другой магазин стал писать (и, кстати, до сих пор пишет): «Пуховый платок. Оренбург». Можно придумать и другие названия: «пуховый платок по оренбургским лекалам», «пуховые платки, связанные в Оренбурге», «оренбургские платки из пуха» и т.д. При этом, каждый из таких вариантов практически равноценен «оренбургскому пуховому платку» в глазах покупателей. Конечно, многие из этих вариантов, выражаясь юридическим языком, «сходны до степени смешения» с НМПТ «Оренбургский пуховый платок», а значит, крайне рискованны. К чести Фабрики, она не стала приводить свой ультиматум в действие — об этом нам известно из сообщения одного из интернет-магазинов, получивших письмо.

Но вернемся к вопросу, о котором мы говорили: «Нужно ли на законодательном уровне определять, что такое оренбургский пуховый платок?» Как мы увидели на примерах, независимо от того, нужно это делать или нет, следует очень аккуратно подходить к этому вопросу, иначе вместо пользы может выйти один вред.

Давая же прямой ответ на данный вопрос, рискнем ответить: «Нет, пожалуй, не нужно». Достаточно того, чтобы описание товара соответствовало действительности, а это и безо всяких НМПТ регулируется законами. Конечно, неплохо было бы законодательно закрепить обязанность производителя указывать породу козы, от которой получен пух, а также вид прядения, но доходить до того, чтобы законодательно закреплять определение оренбургского пухового платка, пожалуй, не стоит. Результаты попыток такого закрепления мы проиллюстрировали выше.

На наш взгляд, рынок расставляет все по своим местам. В настоящее время, потребители понимают, что, каким бы названием товар ни называли, информацию лучше перепроверять. И покупатели начинают доверять не красивым описаниям на этикетке, а конкретным брендам, определенным поставщикам или же известным мастерицам, которые не раз оправдали их доверие.

В Оренбургском регионе потихоньку появляются фирмы, которые делают ставку на качественную ручную работу. Пройдет время, и, мы почти на 100% уверены, появятся компании, которые станут флагманами распространения настоящих оренбургских пуховых платков в полном смысле этого названия. Этот процесс уже начался, и, мы надеемся, ничто его не остановит.

Один из важнейших экономических принципов гласит: государство не должно вмешиваться туда, где его вмешательство не требуется. К сожалению, в настоящее время всевозможные сертификации, декларирования соответствия, регистрации НМПТ и пр., на наш взгляд, в той или иной мере препятствуют развитию экономики. Все эти процедуры идут под красивыми лозунгами, но на деле часто оказываются мощным препоном для развития конкурентного рынка.

И, тем не менее, как быть в случае, если, по тем или иным соображениям, нельзя обойтись без законодательного закрепления НМПТ? В этом случае можно ввести процедуру, подобную европейской «самосертификации». Наверное, каждый из нас видел на многих товарах значок «CE». Это и есть значок самосертификации. Производитель, не проходя бюрократических процедур, просто заявляет и подтверждает документами, что его товар соответствует всем законодательным нормам. Если у конкурентов и проверяющих служб возникнут сомнения на сей счет, то им самим и нужно будет доказывать обоснованность своих придирок. Это прекрасный способ освобождения малого бизнеса от бюрократического гнета при том, что вся ответственность за качество по-прежнему остается на производителе.

А как думаете вы?

Все части статьи: Что считать оренбургским пуховым платком?

Метки:

3 коммент. »

  • Владимир:

    По поводу самосертификации — интересная идея, хорошая мысль. Только в России могут все вывернуть наизнанку, как обычно :(
    «Письмо счастья» и мне приходило. Конечно пришлось подкорректировать сайт и названия. Как показывает практика, от перестановки мест слагаемых результат выдачи становится ниже :( Фабрика добилась своего, но качество продукции имеет свой приоритет :)
    Самое интересное, что правообладатель не имеет право выдавать разрешение на использование НМПТ, а имеет право только на запрет!
    Еще интересный момент: судя по скану свидетельства, срок регистрации истек 30 июля 2012 года. Так у кого сейчас право на «Оренбургский пуховый платок»?

  • У нас есть предположение, что вообще целью всей этой акции с ультиматумами было получение первого места в Яндексе по запросу «оренбургский пуховый платок». Незадолго до этого Фабрика заключила договор с одной фирмой на продвижение своего сайта. Но особых успехов это «профессиональное» продвижение не принесло. Зато после того, как ряд магазинов убрал из своего сайта упоминание об оренбургском платке, сайт Фабрики достаточно быстро вышел на первое место. В подтверждение этой «интернет-версии» выступает тот факт, что оффлайн-предприятие, обороты которого больше всех оренбургских интернет-магазинов вместе взятых, никаких ультиматумов не получало и спокойно продолжало маркировать изделия наименованием «Оренбургский пуховый платок». Что касается нынешнего положения прав на НМПТ, мы хотели бы затронуть эту тему в третьей части статьи.

  • rusianfibers:

    Кстати, фабрика не работает с Оренбургским пухом уже давно, с 70-х годов. Нитка, которая ими сейчас используется, — Итальянский мохер. Можно купить их промышленные остатки и проанализаровать нитку, что собственно было и сделано. Оренбургским платком от этих изделий не пахнет уже. Это мохер. Зачем они такое решение приняли, сказать трудно.

    Качество изделий: отрабатывать узор на этой пряже можно, поучиться, попрактиковаться. Носить его — не… это совершенно не тот материал. Это дешевый материал. И смотрится, и носится он не соответствующе. И нитка, и изделие из него у меня есть. И их изделия ручной работы я купила, и отправила обратно. Такой базарный бред, извините, продавать совсем не хорошо. На картинке одно, прислали другое. Они вернули деньги, что хорошо. Потеря — пересылка в оба конца плюс почтовые сборы.

    В свете этого устраивать ультиматумы на тему использования названия… как насчет того, чтоб собственно Оренбургские платки производить, а не мохеровые платки с оренбургскими узорами.

    спасибо

1 Pingbacks »

Напишите комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или осуществите trackback с вашего собственного сайта. Вы также можете Comments Feed через RSS.

Введите свой комментарий:

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Аватары от Gravatar.


девять × = сорок пять