Как подделывают оренбургские платки
Владимир, один из читателей Оренблога, в последние дни оставил несколько потрясающих комментариев к нашим записям. Его сообщения настолько содержательны, что нам бы хотелось довести их до тех читателей, которые, быть может, не всегда заглядывают в комментарии к старым записям.
В двух своих комментариях к нашей статье «История оренбургского пухового платка» Владимир очень грамотно затронул тему подделок. Ниже мы приводим сводку его сообщений:
Подделки являются настоящим бичом сегодняшнего дня. Возникает вопрос: кто же этим занимается? В основном, эта продукция вяжется в Узбекистане и ряде других соседних территорий. Пух и рабочая сила там дешевле. Соответственно, удается удерживать стоимость подделок на значительно более низком уровне, чем цены настоящего оренбургского платка. Как правило, это работа с крупной вязкой, с отделкой всевозможными пуговками и прочими украшениями. Почти всегда эти изделия — цветные, а узоры не имеют ничего общего с оренбургской классикой. Самое интересное, что некоторые фальсификаторы, не стесняясь, рекламируют свои подделки в интернете. Понятно, что продавать свой товар под маркой «Оренбургского платка» значительно проще!
Только ли в других регионах занимаются подделкой? Увы, нет. И в Оренбургской области тоже вовсю подделывают свой же оренбургский платок. Каким же образом это происходит? Кто за этим может стоять? Как вообще можно на родине пухового платка так его осквернять? Печально, но я вынужден констатировать, что этим занимается поголовное большинство современных оренбургских вязальщиц… Но мастерицы не виновны в этом явлении, они лишь подчиняются законам рыночной экономики. Увы, современный покупатель стал… неразборчивым, что ли… Не могу подобрать подходящее слово. Сейчас люди хотят купить сразу пушистый, «косматый» платок, причем платить готовы они лишь небольшую цену.
На самом деле, эта проблема значительно шире и заслуживает отдельного развернутого обсуждения. Если говорить коротко, современное поколение мастериц почти разучилось работать с настоящим оренбургским пухом и даже не хочет начинать заниматься им.
Они верят (и убеждают всех), что платок, связанный из состриженного волгоградского пуха и распушенный в специальной пушильной машине, и есть настоящий оренбургский платок.
Такое предпродажное машинное распушивание получило очень широкое распространение в Оренбургской области. Если говорить о его технической стороне, то особенность процесса заключается в следующем: в мешок из грубой плотной ткани набивают с десяток пуховых платков. Далее мешок завязывают, обрызгивают или мокают один угол в воду с аммиаком, после чего забрасывают его в «пушильную машину». Принцип ее действия аналогичен тому, как работает стиральная машина с горизонтальной загрузкой.
В такой машине мешок крутят несколько десятков минут (в зависимости от требуемой «пушистости») при температуре 70-90 градусов, т.е. фактически их «выпаривают». Но нерадивые продавцы-мастерицы на этом не ограничиваются, просят еще «покрутить» подольше, чтобы пух дыбом стоял, ведь покупатели хотят, чтобы платок изначально был очень пушистым.
Такая технология приводит к тому, что платки фактически «рассыпаются» через две недели. Знаю людей, которые не успели их сразу продать, а через две недели у них остались одни нитки.
Отмечу, что платки из разного вида пуха (оренбургского/волгоградского) ведут себя по-разному при таком способе пушения. Многое зависит от технологических свойств пуха разной породы и особенностей изготовления платка. Особенно худо приходится запрядной пряже. На рынке за несколько часов весь пол усеян выпавшим пухом. Некоторые бабушки ходят и собирают его на носочки, но даже носки из такого пуха расползаются за одну неделю.
Оренбургский пух очень чувствителен к повышенной температуре, его легко «заварить» и в результате получается «кошма». При стирке такое было не раз… Невозможно потом его разодрать. Тем не менее, раньше использовали «пропаривание» платков в прямом смысле этого слова: брали платок и шли в баню, накидывали его на тело и парились с веником! Сам так делал. Платок нисколько от этого не страдает, поскольку веник не дает сваляться пуху, а поднимает его, а вот вязанное полотно сваливается. Таким образом, платок получается пушистый, очень прочный и плотный :)
Надеемся, и вам понравился комментарий Владимира. Будем надеяться, что он еще не раз оставит свои ценные записи в Оренблоге.
Если кому-то из читателей есть что сказать на тему подделок, с удовольствием опубликуем полезную информацию на нашем сайте.
15 коммент. »
1 Pingbacks »
-
[...] статье «Как подделывают оренбургские платки» рассказывалось о том, кто и как подделывает [...]
Напишите комментарий!
Была в шоке.увидев в центре Оренбурга магазины якобы оренбургских пуховниц.где 90 процентов товара- узбекские подделки. Неужели в самом Оренбурге невозможно с этим бороться? Была очень рада,что вы подняли эту тему,потому что эти цветные узбекские подделки заполонили уже всю Росию. Очень жаль обманутых покупателей не понимающих,что они приобретают подделку под маркой оренбургского платка
Алла, спасибо за Ваш отзыв.
Подделок действительно много. Если говорить конкретно об «Оренбургских пуховницах», мы хорошо знаем директора этих магазинов. У нас тоже имелись некоторые сомнения по поводу ее продукции, и один раз мы несколько эмоционально выразили их в ее адрес. Директор категорично отвергла эти обвинения: хотя многие изделия — цветные, но вяжутся они, по ее словам, в нашем крае и, в основном, из местного пуха. Мы поверили ее словам.
Ой лукавите вы :( Ну как так можно? Вы же в первой части давали определение оренбургского пухового платка. А теперь тупо верите на слово? Раньше когда вы раскручивали «магазин о котором нельзя говорить», я понимал вас. Теперь, когда Вы освободились от этой привязи, стали свободными — скажите людям правду! Зачем голову морочить людям. Сами себе противоречите. Изучайте глубже предмет подачи информации. Нужно быть слепым чтобы не увидеть чистый «Узбекистан» в этих цветных работах. Это видно по неоднородной окраске, по аляпистой вышивке (нашивке), по узору, по вязке, по способу привязки каемок.
Видимо мне придется создавать свой информационный блог. Инфы хватит на 2 ваших.
А я вот смотрю на эти аляпистые цветные тряпочки и НЕ ВЕРЮ, что это оренбургский пуховый платок :))) Может, не будем так слепо доверчивы?
Здесь есть несколько моментов:
1) Большинство изделий у «Пуховниц» — крупной вязки, которая не свойственна традиционному оренбургскому пуховязанию.
2) Многие изделия окрашены, что оренбургским изделиям тоже не свойственно.
3) У большинства изделий отсутствуют традиционные оренбургские узоры.
Эти три пункта, думаем, бесспорны: любой, кто видел эти изделия, должен согласиться с нами. Поэтому они не удовлетворяют нашему определению оренбургского платка.
Есть также два других момента:
1) Используемый пух. Директор «Пуховниц» нам говорила, что используется оренбургский и волгоградский пух (в разных изделиях — по-разному). Это также подтверждается сайтом Правительства Оренбургской области, где даже указан источник поставки оренбургского пуха для данного предприятия.
2) Место вязания. Со слов руководителя этой организации, вяжутся их изделия в Оренбургской области. У нас были подозрения насчет узбекского происхождения товара, в связи с чем мы обратились к одному из жителей Узбекистана: по его утверждению, узбекские платки намного жестче (но он, надо сказать, не специалист). Нам также доводилось видеть, как сами узбеки покупали в магазинах «Пуховниц» изделия, чтобы повезти их своим друзьям и родственникам в Узбекистан. Не думаем, что они поступали бы так, будучи уверенными, что это изделия, завезенные из самого же Узбекистана. Конечно, все это не является полноценным доказательством, но, за неимением иного, довольствуемся такими аргументами.
Иными словами, данные изделия не удовлетворяют нашему определению оренбургского пухового платка, но у нас нет оснований утверждать, что они завезены из Узбекистана. Очень интересно было бы увидеть тех вязальщиц, которые вяжут весьма странные для Оренбурга изделия. Следует отметить, что у «Пуховниц» есть и классический ассортимент, и мы знаем, что даже в самом Оренбурге некоторые вязальщицы сдают свои изделия в эти магазины.
Тех вязальщиц, которые вяжут весьма странные для Оренбурга изделия, можно увидеть в городе Ангрен в Узбекистане. И все работы у них машинной вязки. Это видно невооруженным взглядом. Тысячи этих платков и шарфов поездами и самолетами, минуя таможню, ввозятся в Россию… А сказки про новые технологии вязания цветных оренбургских платков мы слышали и от других фирм, процветающих в Оренбурге на продаже подделок. А то, что узбеки покупают в Оренбурге узбекские подделки, неудивительно: Узбекистан большой, и там эти платки мало кто знает… Моя сестра бывала в этом Ангрене, и все это производство видела своими глазами. А товарищи из оренбургского правительства обьясняют нам, что сейчас свобода торговли, и они не могут повлиять на нерадивых торговцев.
Алла, спасибо Вам за комментарий. 16 декабря собираемся опубликовать статью об узбекских пуховых платках. Обязательно дадим ссылку на Ваше сообщение.
P.S. Вы случайно не пишите на Осинке под ником «Вайли»? Если так, то Ваши посты очень интересны, и мы бы с удовольствием опубликовали схемы вязания или рекомендации по нему со ссылкой на Вас, если Вам это интересно.
Вот именно город Ангрен и всплывал в инете, админы быстро его забанили :) Можно выйти на рынок где продают узбекские платочки. Попробуйте найти 10 отличий ;) Вот вам и канал поставок.
Кстати, на сайте этих пуховниц настоящие оренбургские платки ценятся дешевле крашенных подделок :( А на рынке крашенные платочки продают по 500 руб.
Дополню по поводу покупки жителями Узбекистана своих же платочков. Не аргумент это уж точно. Живя в Оренбургской области мы тоже покупаем оренбургские платки и палантины для себя, хотя и сами вяжем, но своё продаем :) У меня настоящий оренбургский платок (покупной) из оренбургского пуха лежит в машине на сиденье под пятой точкой. Уже 5 лет там лежит, ну нет подогрева сиденья, а так очень тепло получается :)
Будем очень благодарны за толковую статью об узбекских подделках,потому что уже устали объяснять,почему оренбургский платок ручной работы не может стоить 500 рублей (узбекский платок,кстати,предлагают оптом по 120 руб.)Невыносимо видеть в Оренбурге первый частный музей оренбургского платка на фоне цветных подделок ,а в оренбургском аэропорту покупателей,не ведающих,что они увозят на память об Оренбурге вовсе не оренбургский платок .Обидно за наших замечательных вязальщиц и некому защитить их от заполонивших всю страну подделок.Что-то надо с этим делать. ,хотя бы больше об этом говорить и писать,используя любые возможности. На осинке я не пишу.
Пару лет назад я начинал собирать информацию для подобной статьи, но столкнулся с проблемой авторства фото. Своих фото подделок у меня нет. Я вам советую во избежании исков о клевете и чести «добросовестных» предпринимателей не использовать конкретные личности. Статья должна быть независима и объективна. Для написания такой статьи нужно провести сравнительный анализ оренбургского платка и подделок:
- место изготовления;
- используемое сырьё;
- особенности орнамента (можно и с историей конкретных узоров или их принадлежности к другим культурам или народности);
- особенности вязания (ручное, машинное, раздельное, цельное);
- качество вязки (рыхлая вязка или свободная, а может и бисерная работа);
во время такого исследования появятся и другие важные пункты Всё это нужно сопровождать обильными и подробными фото. на словах убедительно рассказать сложно, нужно обязательно увидеть эти особенности!
Данная работа не может быть выполнена за 2 дня, нужно, как минимум, 2-3 недели на исследование.
—————
Что касается схем… Все ищут схемы, но никто не хочет их составлять. Всем халяву хочется :) Ну не вяжут оренбургские мастерицы по схемам. Не нужны они им. Некому схемы составлять.
Есть только книга Хмелевой, Фёдоровой, публикация в Работнице. Сейчас Lilyausa составляет схемы по Фёдоровой, но не для свободного доступа.
С уважением, Вайли ;)
Владимир (и, конечно, Вайли), спасибо! Обе части комментария очень интересны )
По статье: это будет очень краткая статья, ядром которой будет комментарий Аллы и одна интересная фотография. Возможно, в январе удастся раздобыть больше информации: наш корреспондент говорил, что собирается побывать на ташкентской ярмарке :)
Кстати, если Вам интересны подробные фотографии, мы можем попросить корреспондента снять узоры крупным планом и т.д. Сообщите о Ваших пожеланиях.
На данный же момент, думаем, даже самая краткая статья будет на благо, потому что на эту тему вообще никто и никак не пишет (по крайней мере, мы этого не видели), так что начнем с краткого очерка, а там видно будет.
Я живу в Оребурге. Тоже занимаюсь вязанием пуховых платков.Да действительно город наводнили узбекскими паутинками, палантинами и даже платками.Скажу вам сразу. Все изделия связанные из ангорского пуха. Это низкосортный пух. Ничего общего с нашим Оренбургским и Волгоградским, он не имеет. Это холодный жестковатый пух.Из него не принято вязать пуховые платки ,но узбеки вяжут.Хочу сказать спрос на узбекские изделия- есть. И большой. Цена низкая.В Оренбурге тоже вяжут цветные изделия.В основном палантины.Их мало, но они связаны вручную. На рынке вы можете не увидеть. Очень много цветных изделий вяжет наша фабрика.В фирменных магазинах цветные узбкские изделия.Ни одной ручной работы там я не видела. Есть связанные крючком косынки или их называют шалями.Если вы все таки хотите увидеть настоящий Оренбургский платок, cвязанный по технологии. Надо просто заказывать вязальщицам.На рынке таких изделий мало.Но они есть.Они не пушистые. Их надо разнашивать.Покупатель, когда подходит всегда спрашивает, а где пух. Мы отвечаем им в ответ. Поносите и пух будет выходить во время носки.Убеждаем, ,объясняем. Нет, нам давайте распушенный.Вот почему платков много распушенных. Значит спрос идет на распушенные платки. И вязальщицы отдают в пушку.Неправда, что такой платок мало носится распадается. Все зависит от качества прядения. Можно такой платок носить годами .Сама я предпочитаю носить пуховый платок , связанный по технологии и обязательно из Оренбургского пуха. Цвет коричневый, буранный и Губерлинских коз. Схемы вязания платков, паутинок сущесвуют. Есть немного схем в книге Бушухиной.
Несколько лет назад купила на рынке цветной палантин.Расцветка очень красивая, носится хорошо, теплый, легкий.
Немного более жесткий, чем мамин оренбургский пуховый платок, но достаточно мягкий.Пух не вылез, форму палантин не потерял.
Узбекский он или какой другой, качеством я очень довольна
Я не специалист, но думаю неправильно писать, что в Узбекистане вязальщицы «подделывают» оренбургские платки. Они вяжут ажурные платки и другие изделия из того пуха, который их, местный. И они продают свои изделия совсем не как оренбургские. И цены у них небольшие. Правильнее говорить о том, что продавцы обманывают покупателей. Это ведь продавцы выдают узбекские платки за оренбургские и продают их по очень завышенным ценам. Это очень плохо, на самом деле, и для узбекских мастеров (потому что это их промысел, их труд, он пользуется популярностью и спросом и люди должны знать, кто вяжет эти изделия) так как получается, что они никому неизвестны и будто бы работают подпольно. А это не так. У них наверняка есть прекрасные работы и хотелось бы иметь возможность видеть их в наших магазинах. Это плохо и для наших мастеров, оренбургских вязальщиц. Так как их платки уникальны по своих качествам, а люди, покупая ложные «оренбургские» платки получают неверное представление и думают, что платки конечно хорошие, но ничего уж такого особенного в них нет. Вообще я считаю должны быть магазины от этой фабрики (из Узбекистана) или в наших магазинах отделы с их продукцией, и уж обязательно надо точно указывать производителя. Чтобы люди понимали, что они покупают, какой это товар, какой пух, кто изготовил эти изделия. Что они покупают, что им нравится, что они предпочитают. Это право нас как покупателей. А обманщиков продавцов надо наказывать. И обязательно надо делать достоянием общественности название магазинов, где занимаются обманом покупателей. Тогда сами люди «проголосуют рублем». И пожалуйста, пишите о тех, кто торгует настоящими оренбургскими платками, где соблюдается технология. Давайте адреса мастериц, магазинов — тогда мы будем у них делать заказы. Будет хорошо и мастерицам, и промыслу в целом и тем фабрикам, которые работают честно. А ведь именно так и должно быть по совести. Мы сами будем поддерживать их. Мы заинтересованы, чтобы они работали и процветали. Спасибо тем мастерам, кто еще высоко держит марку оренбургских пуховых платков. Здоровья вам, успехов и много-много покупателей.